Венецианские маски - многовековая традиция Венеции. Такие маски отличаются уникальным декором, применением различных материалов и росписью в стиле барокко. Происхождение венецианских масок теряется среди одного из самых захватывающих периодов Средневековья. С самого начала венецианские маски, стали душой карнавала, как одного из способов весело провести время. А впоследствии это дало возможность появиться комедии дель’Арте, одному из самых интересных театральных жанров.
Начало венецианских карнавалов считается XI век. Маски того времени были простыми, и носили по символическому или практическому назначению. Такие маски делались из кожи или по специальной технике с использованием папье-маше. Ношение костюмов и масок стало популярно ближе к 1436 году, когда мастеров масочного дела (mascherari) официально признали.
Чему посвящались карнавалы и маскарады:
К середине 18 века увеличение театральных трупп повлияло на рождение нового жанра, связанный с миром комедии, костюмов и масок. Комедия дель’Арте появилось примерно в 1750 году, благодаря Карло Гольдони. Его театр и карнавальные вечера стали неразрывно связаны, а комедия заняла главное место на этом празднике.
«Buongiorno Siora Maschera!»- такое приветствие можно услышать на улицах того времени. Ношение масок достигло пика ближе в 18 веке. Производство венецианских масок и карнавальных масок настолько увеличилось, что в 1773 году появилось больше 12 мастерских по созданию масок. Спрос на маски был огромен. Доходило до того, что ателье не справлялись с заказами масок и продавали черновые работы, давая возможность самим людям декорировать маску. Позже люди использовали карнавал как прикрытие в своих личных целях, а часто идущие в разрез с законом.
По сравнению с другими европейскими городами, Венеция считалась городом с высоким уровнем жизни. Благодаря геополитическому расположению и своевременному переходу к рыночной экономике, Венеция (в том числе и Генуи) получала больше прибыли и доходов. Благодаря этому, а также высокому уровню социального благосостояния, граждане Венеции формировали целую культуру романтики и таинства.
На карнавале горожане особенно любили рядиться в героев народной комедии дель’Арте арлекина в чёрной кожаной маске с бородавками, в старика купца Панталоне с крючковатым носом и бородавкой на лбу. В те времена маска не только спасала от нескромных взглядов, но и защищала от загара, от грязи и пыли в изнурительной дороге, сковала ужасные шрамы и рубцы, оставленные болезнями...
Благодаря ношению маски, человек мог легко утаивать принадлежность и социальный статус. Слугу могли принять за дворянина и наоборот. Это позволяло человеку почувствовать себя свободным от своих проблем, работе и роду в реальной жизни и быть по-настоящему равным.
Но некоторые люди стали пользоваться этим в корыстных целях, показывая свои желания и цели. Через город проходило огромное количество путешественников, рассчитывая на беспорядочные сексуальнее связи. Азартные игры проходили постоянно на улицах и публичных домах. Одежда женщин становилась более откровенной. Город буквально захлестнула преступность и безрассудство. Некогда процветающая Республика пала в царство роскоши, безделья и морального разложения. Из-за подрыва нравственных устоев общества, маски разрешалось носить в определённые месяцы.
Результатом этого стало десятидневный Венецианский карнавал, наполненный духом романтики и таинства. В нынешнее время, такие события стали культурной особенностью Венеции, куда приезжают люди со всего мира. Благодаря этому, карнавалы возродили ремесло создания различного вида масок. Венецианские маски используются при проведении бал-маскарадов, в интерьере и театрах. Немного позднее маски вместе с карнавалами исчезли, когда армия Наполеона положила конец Венецианской Республики в 1797.
Карнавалы и маскарады в России появились в период правления Петра Великого. Возможно, это было одним из тех новшеств, увиденное в Европе. Пётр I устраивал карнавалы, как на официальные праздники, так и в честь военных побед и важных событий. По улицам города шли бесконечные ряды телег и повозок, на которых были музыканты, акробаты шуты и другие. А тянули такую процессию не только лошади, но и волы и даже свиньи.
Такие празднества устраивались в течение 18 века. В 1763 году Москва целых три дня гуляла на невероятном карнавале, в честь коронации Екатерины II. Целью карнавала было порицание пороков и восхваление нравственности и добродетели. На повозках разыгрывались поучительные сцены. Например, как пьяницы везли на спине бога вина «Бахуса», а невежество везли на осле. На маскарадах горожане особенно любили наряжаться в разных героев сказок и фольклора.
Для украшения венецианских масок используют различные виды красок, золотую и серебряную фольгу, эмали, лаки, бисер, дорогие ткани и перья. Создание маски длительный и кропотливый процесс. Поэтому такие маски достаточно высоко ценятся. Со временем, венецианские маски превратились в настоящее произведение искусства, дорогие сувениры, объекты изысканных фотографии, предметов интерьера.