0

Виды венецианских масок

Маски Комедии дель’Арте

Арлекин.

    Самый популярный персонаж из слуг Дзанни (Название группы персонажей-слуг комедии дель’Арте). Только через эту маску можно прочувствовать дух самого Шута. Маска Арлекина – это воплощение поединка самим с собой и со всем миром. Черты маски передавали озорную природу персонажа. Арлекин отличался от других своей энергичностью и расторопностью, но был медлителен в признании своих чувств к Коломбине.

    Основным нарядом Арлекина был костюм из лоскутов и тряпок. Украшался разноцветными ромбами (красного, зелёного, синего). Однако его одежда настолько износилась, что некоторые ромбы сильно выцвели. Маска была чёрного цвета, с большими круглыми бровями и крупным носом, с большой бородавкой на лбу.

Бригелла.

    Слуга-воришка и друг Арлекина. Его сделан из длинного халата и зелёных брюк. Несмотря на то, что он прислуга, часто показывался среди среднего класса и являлся владельцем таверны. Всегда изображался умнее Арлекина. Относился с большей жестокостью к своим подчинённым, несмотря даже на своё происхождение. Его лояльность часто подкупалась небольшой суммой монет, когда он выступал в роли палача, убийцы или обычного гражданина. Часто срывались его планы не по вине и ошибки своих подчинённых, а по своей глупости и жадности.

    Маска зелёного цвета с крючковатым носом, которая олицетворяла похоть и жадность. Костюм точно ассоциировался с его манерами и темпераментом. Его куртка и большие брюки были окрашены в полоску с зелёной тесьмой. На нём был зелёный плащ, жёлтые туфли, а на поясе висел большой кожаный мешок с деньгами и короткий кинжал.

    Ближе к XVIII веку роль Бригеллы сводилась роли ненадёжного слуги (камердинера) в богатом дворянском доме.

Буратино.

    Смышлёный парень из крестьянского происхождения, который вполне мог стать трактирщиком или бакалейщиком. Не был особо популярен на сцене, но своё призвание и поклонников нашёл в театре марионеток. По мнению писателя и автора нескольких книг о комедии дель’Арте, Пьера Луиса Духарте: Влияние Буратино было столь велико в Италии, что к концу 16 века все марионетки назывались Буратино.

Капитан Скарамучча.

    Молодой странник, ищущий приключений, либо старый хвастливый и опытный моряк. Он любил рассказывать о том, как уничтожал целые армии турков своим мечом и сорвал бороду самому турецкому султану. Но когда появлялся лишь малейший намёк на опасность, его уже никто не видел. Влюблён в служанку и был подавлён после того как узнал об её интриге с Арлекином. Стоит быть признательным итальянскому актёру Тиберию Фиорилло (1608-1694), который превратил военную роль капитана в роль комического слуги.

    Его наряд соответствовал одеяниям морских капитанов…Длинный чёрный плащ, большая шляпа с перьями, длинные сапоги и сабля на поясе. Его чёрная бархатная маска скрывала половину лица. Служила для подчёркивания тщеславности и напыщенности своего хозяина.

Коломбина.

    Columbina переводится с итальянского языка как «маленький голубь». Существует поверье, что форма была разработана таким образом, поскольку Коломбина не хотела прятать красоту своего лица за маской. Ей нравилось притворяться Арлекином и надеть его костюм. Очень любила наносить много макияжа на лицо, особенно вокруг глаз. Одна из самых хитрых героинь Комедии дель’Арте. Благодаря форме, маска стала очень популярной как у женщин, так и у мужчин. Сегодня эти маски часто можно увидеть на вечеринках и маскарадах, так как они позволяют своему владельцу без затруднений есть и выпивать.

    Эта маска богато украшена разнообразными камнями и узорами, перьями. Она окрашена в цвета золота и серебра. Коломбина одета в рваное залатанное платье, схожее на одежду бедняков.

Иль Дотторе.

    Окончил университет Болоньи. Очень богат и показывает это своими поступками. Невероятно нарциссичен и обожает звучание своего голоса. Чаще всего взаимодействует в пьесе с Панталоне как друг или наставник. В основном изображается как старик, несущий один бред. Много шутит на тему противоположного пола, часто очень грубо.

    Маска закрывала только лоб и нос. Таким образом, щёки героя оставались открытыми, чтобы показать его любовь к бутылке и спиртным напиткам. Предпочитал ходить платье учёных Болоньи, показывая тем самым свою грамотность.

Панталоне.

    Возможно, название маски происходит от жаргонного «pianta leone», означающее водружающие львов. Действительно, на гербе Венецианской республики был изображён лев святого Марка. По другим источникам, название происходит от греческого клоуна, известного как Магнифико.

    Скупой, похотливый пожилой персонаж комедии дель’Арте. В основном он представлен как купец. Обожает находиться в окружении прекрасных женщин за столом, но не получает от них одобрения из-за своей глупости и недалёкости. Из-за этого часто становится жертвой шуток и издевательств, после которых становится нервным и вспыльчивым.

Пьерро.

    Пьерро очень обаятельный и добрый. Даже винит себя за те ошибки, которых не совершал. Из-за своего чрезмерного доверия к людям очень часто становится жертвой обмана, издевательств и насмешек. Пьерро - это сама наивность комедии дель’Арте. Влюблён в Коломбину, которая не отвечает ему взаимностью. Как другие персонажи одержимы едой и выпивкой, так и Пьерро одержим любовью, пусть и безответной. Его считают странным или сумасшедшим, поскольку он сильно отличается от своего окружения.

    Пьерро носит чёрно-белую одежду, которая больше на несколько размеров. Особенность этого героя в том, что он не носит маску. На лицо наносят белую краску или муку и рисуют только одну слезу.

Пульчинелла.

    Пульчинелла родился в Неаполе, на юге Италии, во второй половине XVI века. Он был изобретён актёром Сильвио Фиорилло. Однако маска берёт своё начало от героя одной из сатир древнеримского поэта Горация. Его звали Галетто, который имел физические особенности – горб и острый длинный нос. Как и Пульчинелла, Галетто любил общество женщин и оказывал им всякие знаки внимания. Характер Пульчинеллы можно описать как ленивый, жадный, злой и хитрый. Он любит притворяться беззащитным и слабым, но в самый решающий момент он показывает своё истинное лицо. Но истинный смысл этого героя намного глубже, чем его облик. В этом персонаже сфокусировались облик всего низшего класса Неаполя, которым надоело быть угнетённым классом и быть орудием аристократии. Это делает его популярным героем на сцене, показывая, что пора восставать, с иронией и улыбкой на своём лице.

    Пульчинелла носил большую белую рубашку, белые штаны, чёрный пояс и туфли. Маска имела большой изогнутый нос и морщины на лбу, что придавало ему смешное выражение лица.

Карнавальные маски.

 

Баута.

Одна из самых известных и популярных венецианских масок. Баута использовалась не только в праздничные дни, но была излюбленной маской шпионов и аристократов. Баута использовалась при голосовании по политическим вопросам и участия на выборах, либо событиях, требующих анонимности, следовательно, равенства всех перед всеми. На экране впервые появилась в фильме «Амадеус». Но маска стала известна как «Маска Казановы» в одноимённом фильме. Название Баута до сих пор не имеет чёткого происхождения. Возможно, это произошло от немецкого behten (защищать) или bau (бабай), чудища из итальснких сказок, которое забирало непослушных детей. "Se non stai bravo viene il babau e ti porta via … (Если не будете сушаться, бабай придет и украдёт вас …)".

    На карнавале являлась прекрасным дополнением костюма для королей принцев, не переживая, что их смогут узнать.

Гатто.

    Традиционная форма венецианской маски. Кошек в Венеции было настолько мало, что она стала символом одной из карнавальных масок. По легенде человеку, которому ничего не принадлежало, приехал в из Китая в Венецию, вместе со своим котом. Кот как-то пробрался во дворец и поймал всех мышей. Узнав, чей это был кот, король озолотил бедняка.

Шутник.

    Особая форма маски, чаще всего ассоциирующаяся с эпохой Средневековья. Начиная с Италии, Шут стал популярен во всей Европе, влияя как на театры, так и на всю культуру. Шут стал неотъемлемым спутником королей. В те времена шуты и глупцы считались особым случаем к которым прикоснулся Бог. В суровом мире того времени, таким людям было сложно выжить, но быть одним из тех к кому приковано внимание было спасение. Шуты, как правило, носили яркую и пёструю одежду. Особенно выделялся их капюшон, украшенный тремя-пятью конусами с колокольчиками. Другим важным предметом шута был скипетр (иногда корона) и его пронзительный смех.

Моретта.

    Или молчаливое очарование считается традиционной венецианской маской. Эту маску, в отличие от других, носили только женщины. Ещё известная под именем «Мута» и пользовалась популярность в XVIII веке. Но у неё было одно важное отличие: Моретта подносилась к лицу, либо завязывалась лентами. Муту носили при помощи кнопки, которую сжимали зубами, что приводило к полному молчанию женщины. Это позволяло женщине не только усилить свою таинственность, но показывать свои эмоции и чувства при помощи одних жестов и блеска в своих глазах. Само название «Моретта» происходит от прилагательного «moro»-тёмный, таинственный. Моретта - овальная маска, обтянутая чёрным бархатом, которую носили женщины по разным причинам, даже при посещении монастыря. Тем не менее, хорошо сохранившихся оригиналов того времени не существует. Поэтому основой этой венецианской маски стали изображение на картинах Пьетро Лонги и Иоганна Тишбейна.

Вольта.

    Изначально Вольта была всегда белой маской и носилась вместе с треуголкой и плащом. Данный тип маски был особенно популярен у обычных граждан в период праздников как: день святого Марко, святого Стефана… Сегодня такие маски полностью покрывают человеческое лицо. Такой вид венецианских масок прекрасно дополняет сложные костюмы Венецианского карнавала. Кроме этого, они станут прекрасным дополнением интерьера, если маска покупалась для мероприятия.

Чумной доктор.

    Одна из причудливых и самых узнаваемых форм венецианских масок. Поразительный дизайн маски имеет ужасную историю. В 17 веке врачи приняли такую форму маски как обязательный атрибут в качестве меры предосторожности и защиты при контакте с пациентами, заболевшими чумой. Маски имели две красных линзы и считалось, что отпугивает саму болезнь и злых духов. В сам «клюв» маски забивались ароматические растения и вещества (амбра, листья мяты, сладкая смола, мирра, лауданум, лепестки роз, камфара, гвоздика и солома). Это помогало хоть как-то отбить зловоние, окутавшее город. Весь костюм был пропитан воском, чтобы болезнь не могла проникнуть.

руб. сделать заказ добавить в корзину
Оформить заказ
Заказать звонок я свяжусь с вами в ближайшее время